Три главные ошибки на ОГЭ по литературе, из-за которых ты теряешь баллы. Две из них допускают 9 из 10 учеников (Конспект урока №1 по подготовке к ОГЭ по литературе)

Провести первый урок – это как сыграть увертюру перед большой оперой. Нужно задать тон, заинтересовать и показать, что путь к сотке на ОГЭ – это не зубрежка, а увлекательное путешествие.

ОГЭ по литературе — это не про заучивание биографий. Это про чёткий алгоритм. Убедись, что анализ стихотворения можно писать как по инструкции.

Вот подробный конспект первого урока на сентябрь 2025 года.

Тема: «Знакомство с ОГЭ по литературе: Разбираемся в структуре и пишем первый анализ лирики»

Цель: Снять психологический барьер перед экзаменом, изучить структуру КИМа, отработать алгоритм анализа лирического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева.Задачи:

  1. Образовательная: Познакомить учащихся с документами ФИПИ (кодификатор, спецификация, демоверсия), со структурой заданий Части 1.
  2. Развивающая: Научить использовать базовые литературоведческие термины (тема, идея, композиция, тропы) при анализе текста.
  3. Воспитательная: Сформировать положительную мотивацию и уверенность в возможности успешной сдачи экзамена.

Оборудование: Проектор, printed handouts (критерии оценки задания 1.1.1, памятка для анализа лирики, текст стихотворения), доска.

Ход урока (60 минут)

I. Организационный момент. Создание положительного настроя (5 мин)

  • (2 мин) Приветствие. Знакомство (если класс новый).
  • (3 мин) Вступительное слово учителя: «Ребята, сегодня мы не начинаем готовиться к экзамену. Сегодня мы начинаем большой квест под названием «Расшифруй ОГЭ». Представьте, что у вас в руках карта сокровищ (показываю кодификатор), а сами вопросы на экзамене – это ключи к пониманию великих писателей. Наша цель – не просто сдать, а научиться видеть то, что скрыто между строк. И это проще, чем кажется!».

II. Актуализация знаний. «Что мы уже знаем?» (10 мин)

  • (5 мин) Блиц-опрос (устно):
  • «Вспомните, какие литературные роды вы знаете?» (Эпос, лирика, драма).
  • «К какому роду относится стихотворение?» (К лирике).
  • «Назовите основные темы лирики, которые мы проходили?» (Любовь, природа, родина, поэт и поэзия).
  • «Вспомните художественные средства (тропы), которые помогают автору создавать образы?» (Эпитет, сравнение, метафора – записываем на доске).
  • (5 мин) Объяснение учителя: «Всё это – наш инструментарий. Как у мастера есть молоток и гвозди, так у нас есть эти термины. Сегодня мы научимся ими пользоваться для разбора самого частого задания на ОГЭ».

III. Изучение нового материала. «Знакомимся с картой: Кодификатор и КИМ» (15 мин)

  • (7 мин) Работа с документами ФИПИ (проецируются на экран):
  • Кодификатор: «Это наш список произведений. Всё, что нужно знать, есть здесь. Ничего лишнего! Обратите внимание, он разделен на два раздела: для анализа в части 1 и для чтения «про себя» для части 2».
  • Спецификация: «Это правила игры. Здесь написано, сколько заданий, сколько баллов за каждое, сколько времени дается».
  • Демонстрационный вариант (Демо-2026): «А это – поле боя. Давайте просто посмотрим на него. Видите? Часть 1 – это анализ текста (стихотворение или фрагмент прозы). Часть 2 – это сочинение. Сегодня мы будем штурмовать самое первое задание – 1.1.1 (анализ лирики)».
  • (8 мин) Разбор критериев оценки задания 1.1.1 (Раздаточный материал):
  • Критерий 1 (Сопоставление с произведением): «Главное – назвать автора и произведение! Без этого – 0 баллов. Это как прийти на урок и не назвать своего имени».
  • Критерий 2 (Анализ содержания): «Нужно раскрыть тему/идею, передать настроение».
  • Критерий 3 (Анализ средств выразительности): «Нужно найти минимум 2 тропа и объяснить, зачем они автору. Вот тут нам и пригодятся наши эпитеты и метафоры!».
  • Критерий 4 (Логичность и речевое оформление): «Текст должен быть понятным, без грубых ошибок».

IV. Первичное закрепление. «Практикуемся: разбираем стихотворение вместе» (20 мин)

(3 мин) Чтение стихотворения: Раздаем текст Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Читаем вслух.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

1857 г.

(12 мин) Коллективный анализ по плану (план на доске/в раздаточном материале):

  1. Автор, название. (Ф.И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной…»)
  2. Тема. (Картина ранней осени). 
  3. Идея. (Показать удивительную, хрупкую красоту и чистоту этого короткого момента, передать чувство светлой грусти и умиротворения перед неизбежным увяданием).
  4. Настроение. (Спокойное, созерцательное, светлая грусть, умиротворение).
  5. Композиция. (Можно условно разделить на две части: описание природы в состоянии покоя и упоминание о недавней буре, что усиливает ощущение хрупкости текущего момента).
  6. Художественные средства (тропы) + примеры-цитаты:

Эпитеты: «дивная пора», «хрустальный день», «лучезарны вечера» (создают образ чего-то чистого, прозрачного, сияющего).

Метафора: «Где бодрый серп гулял и падал колос» (оживляет картину жатвы).

Сравнение: «Весь день стоит как бы хрустальный» (подчеркивает прозрачность и зыбкость воздуха).

7.  Стихотворный размер. (Четырехстопный ямб – классический размер для философской и пейзажной лирики, задает ровное, спокойный ритм)

.

(5 мин) Пишем «рыбу» ответа вместе. Учитель на доске, ученики в тетрадях записывают ключевые фразы по пунктам плана, которые потом можно будет собрать в связный текст.

V. Самостоятельная работа. «Первый блин не комом!» (7 мин)

Учащимся раздается текст другого, небольшого стихотворения о природе (например, А.А. Фет «Ласточки пропали…»).

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь — через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч

1854 г.

Задание:

 За 5 минут составить краткий план анализа по нашей схеме (только тезисы: тема, настроение, 2 тропа). Цель – не написать полно, а быстро сориентироваться в тексте.

(2 мин) Краткое обсуждение: что успели заметить?

VI. Рефлексия и подведение итогов. Домашнее задание (3 мин)

(2 мин) Рефлексия: 

«Итак, что мы сегодня узнали? Что показалось самым простым? Самым сложным?». Убеждаем, что первый шаг всегда самый трудный, но он сделан.

(1 мин) Домашнее задание:

    1.  Обязательное для всех: Выучить памятку для анализа лирики. Прочитать стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и письменно ответить на вопрос: «Какое настроение создается у читателя? Какие средства выразительности (минимум 2) помогают его создать?».

    2.  Для желающих (+ в карму): Найти и выписать понравившееся стихотворение о природе любого поэта.

Главный итог этого урока – чтобы каждый ученик ушел с мыслью: «Я понял, что от меня хотят в первом задании, и я знаю, как к нему подступиться». Удачи нам в новом учебном году!

Возьми стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» и определи по нашему алгоритму, какой конфликт лежит в его основе. Жду твои варианты в комментариях — помогу разобраться, если будут сложности. Первый шаг к уверенности на экзамене начинается здесь!

#ОГЭлитература #литератураОГЭ #анализстихотворения #подготовкакОГЭ #советывыпускникам #литература9класс #ОГЭ2025 #каксдатьОГЭ #лирикаОГЭ #разборстихотворения

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение