Провести первый урок – это как сыграть увертюру перед большой оперой. Нужно задать тон, заинтересовать и показать, что путь к сотке на ОГЭ – это не зубрежка, а увлекательное путешествие.
ОГЭ по литературе — это не про заучивание биографий. Это про чёткий алгоритм. Убедись, что анализ стихотворения можно писать как по инструкции.
Вот подробный конспект первого урока на сентябрь 2025 года.
Тема: «Знакомство с ОГЭ по литературе: Разбираемся в структуре и пишем первый анализ лирики»
Цель: Снять психологический барьер перед экзаменом, изучить структуру КИМа, отработать алгоритм анализа лирического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева.Задачи:
- Образовательная: Познакомить учащихся с документами ФИПИ (кодификатор, спецификация, демоверсия), со структурой заданий Части 1.
- Развивающая: Научить использовать базовые литературоведческие термины (тема, идея, композиция, тропы) при анализе текста.
- Воспитательная: Сформировать положительную мотивацию и уверенность в возможности успешной сдачи экзамена.
Оборудование: Проектор, printed handouts (критерии оценки задания 1.1.1, памятка для анализа лирики, текст стихотворения), доска.
Ход урока (60 минут)
I. Организационный момент. Создание положительного настроя (5 мин)
- (2 мин) Приветствие. Знакомство (если класс новый).
- (3 мин) Вступительное слово учителя: «Ребята, сегодня мы не начинаем готовиться к экзамену. Сегодня мы начинаем большой квест под названием «Расшифруй ОГЭ». Представьте, что у вас в руках карта сокровищ (показываю кодификатор), а сами вопросы на экзамене – это ключи к пониманию великих писателей. Наша цель – не просто сдать, а научиться видеть то, что скрыто между строк. И это проще, чем кажется!».
II. Актуализация знаний. «Что мы уже знаем?» (10 мин)
- (5 мин) Блиц-опрос (устно):
- «Вспомните, какие литературные роды вы знаете?» (Эпос, лирика, драма).
- «К какому роду относится стихотворение?» (К лирике).
- «Назовите основные темы лирики, которые мы проходили?» (Любовь, природа, родина, поэт и поэзия).
- «Вспомните художественные средства (тропы), которые помогают автору создавать образы?» (Эпитет, сравнение, метафора – записываем на доске).
- (5 мин) Объяснение учителя: «Всё это – наш инструментарий. Как у мастера есть молоток и гвозди, так у нас есть эти термины. Сегодня мы научимся ими пользоваться для разбора самого частого задания на ОГЭ».
III. Изучение нового материала. «Знакомимся с картой: Кодификатор и КИМ» (15 мин)
- (7 мин) Работа с документами ФИПИ (проецируются на экран):
- Кодификатор: «Это наш список произведений. Всё, что нужно знать, есть здесь. Ничего лишнего! Обратите внимание, он разделен на два раздела: для анализа в части 1 и для чтения «про себя» для части 2».
- Спецификация: «Это правила игры. Здесь написано, сколько заданий, сколько баллов за каждое, сколько времени дается».
- Демонстрационный вариант (Демо-2026): «А это – поле боя. Давайте просто посмотрим на него. Видите? Часть 1 – это анализ текста (стихотворение или фрагмент прозы). Часть 2 – это сочинение. Сегодня мы будем штурмовать самое первое задание – 1.1.1 (анализ лирики)».
- (8 мин) Разбор критериев оценки задания 1.1.1 (Раздаточный материал):
- Критерий 1 (Сопоставление с произведением): «Главное – назвать автора и произведение! Без этого – 0 баллов. Это как прийти на урок и не назвать своего имени».
- Критерий 2 (Анализ содержания): «Нужно раскрыть тему/идею, передать настроение».
- Критерий 3 (Анализ средств выразительности): «Нужно найти минимум 2 тропа и объяснить, зачем они автору. Вот тут нам и пригодятся наши эпитеты и метафоры!».
- Критерий 4 (Логичность и речевое оформление): «Текст должен быть понятным, без грубых ошибок».
IV. Первичное закрепление. «Практикуемся: разбираем стихотворение вместе» (20 мин)
(3 мин) Чтение стихотворения: Раздаем текст Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Читаем вслух.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
1857 г.
(12 мин) Коллективный анализ по плану (план на доске/в раздаточном материале):
- Автор, название. (Ф.И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной…»)
- Тема. (Картина ранней осени).
- Идея. (Показать удивительную, хрупкую красоту и чистоту этого короткого момента, передать чувство светлой грусти и умиротворения перед неизбежным увяданием).
- Настроение. (Спокойное, созерцательное, светлая грусть, умиротворение).
- Композиция. (Можно условно разделить на две части: описание природы в состоянии покоя и упоминание о недавней буре, что усиливает ощущение хрупкости текущего момента).
- Художественные средства (тропы) + примеры-цитаты:
Эпитеты: «дивная пора», «хрустальный день», «лучезарны вечера» (создают образ чего-то чистого, прозрачного, сияющего).
Метафора: «Где бодрый серп гулял и падал колос» (оживляет картину жатвы).
Сравнение: «Весь день стоит как бы хрустальный» (подчеркивает прозрачность и зыбкость воздуха).
7. Стихотворный размер. (Четырехстопный ямб – классический размер для философской и пейзажной лирики, задает ровное, спокойный ритм)
.
(5 мин) Пишем «рыбу» ответа вместе. Учитель на доске, ученики в тетрадях записывают ключевые фразы по пунктам плана, которые потом можно будет собрать в связный текст.
V. Самостоятельная работа. «Первый блин не комом!» (7 мин)
Учащимся раздается текст другого, небольшого стихотворения о природе (например, А.А. Фет «Ласточки пропали…»).
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч
1854 г.
Задание:
За 5 минут составить краткий план анализа по нашей схеме (только тезисы: тема, настроение, 2 тропа). Цель – не написать полно, а быстро сориентироваться в тексте.
(2 мин) Краткое обсуждение: что успели заметить?
VI. Рефлексия и подведение итогов. Домашнее задание (3 мин)
(2 мин) Рефлексия:
«Итак, что мы сегодня узнали? Что показалось самым простым? Самым сложным?». Убеждаем, что первый шаг всегда самый трудный, но он сделан.
(1 мин) Домашнее задание:
1. Обязательное для всех: Выучить памятку для анализа лирики. Прочитать стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и письменно ответить на вопрос: «Какое настроение создается у читателя? Какие средства выразительности (минимум 2) помогают его создать?».
2. Для желающих (+ в карму): Найти и выписать понравившееся стихотворение о природе любого поэта.
Главный итог этого урока – чтобы каждый ученик ушел с мыслью: «Я понял, что от меня хотят в первом задании, и я знаю, как к нему подступиться». Удачи нам в новом учебном году!
Возьми стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» и определи по нашему алгоритму, какой конфликт лежит в его основе. Жду твои варианты в комментариях — помогу разобраться, если будут сложности. Первый шаг к уверенности на экзамене начинается здесь!
#ОГЭлитература #литератураОГЭ #анализстихотворения #подготовкакОГЭ #советывыпускникам #литература9класс #ОГЭ2025 #каксдатьОГЭ #лирикаОГЭ #разборстихотворения
Оставить комментарий