Запятая на ОГЭ: как не потерять баллы из-за одной точки в числах

Отлично! Приступаем к третьему дню. Дроби стали десятичными — это значит, что у них появилась запятая, но они всё так же хотят, чтобы их боялись. Разберёмся с ними!

Здесь ты поймёшь, что запятая в десятичной дроби — это не знак препинания, а твой главный союзник на ОГЭ! Узнай, как она поможет тебе решать задания №1, №4 и №7 быстрее всех. Вперед к победе!

План-конспект урока №3

День 3 (03.09):

Тема: Десятичные дроби. Перевод из обыкновенной в десятичную и обратно. Действия с десятичными дробями.

Задачи: Решение примеров на перевод дробей и выполнение арифметических операций.

Домашнее задание: Решить 5 задач на перевод дробей и 5 задач на действия с десятичными дробями.

Тема: Десятичные дроби. Математика с запятой.

Цель: Научиться переводить дроби туда-сюда и уверенно выполнять действия с десятичными дробями.

Оборудование: Ручка, тетрадь, острый глаз для отслеживания запятых.

Ход урока (60 минут)

1. Вступление (5 минут)

«Привет! Сегодня наша цель — перестать паниковать при виде запятой в числе. Десятичные дроби — это те же обыкновенные, но одетые в другой костюм. Они любят, когда их умножают и делят на 10, 100, 1000... Главное — следить за тем, чтобы запятая не «убежала» в неправильном направлении!»

2. Теория: Переводы и превращения (15 минут)

Правило №1: Как обыкновенную дробь превратить в десятичную?

-   Способ 1 (для умных): Разделить числитель на знаменатель в столбик. Делим, пока не закончатся цифры или не поймём, что мы в цикле. Вопрос?

“…или не поймём, что мы в цикле” - что это?

Ах, это же самая интересная часть! 😊 Это я так по-простому, с иронией, объясняю ситуацию, когда у нас получается бесконечная периодическая десятичная дробь.

Что это значит "поймём, что мы в цикле"?

Представьте, что вы пытаетесь перевести дробь 1/3 в десятичную. Вы начинаете делить 1 на 3 в столбик:

1.  1 на 3 не делится? Ставим 0, и получаем 10.

2.  10 делим на 3? Получается 3 (3*3=9), остаток 1.

3.  Сносим 0 к остатку, получаем опять 10.

4.  10 делим на 3? Опять получается 3, остаток 1.

5.  Сносим 0, получаем 10...

6.  И так до бесконечности.

Вы видите, что остаток всё время повторяется (всегда 1), и в частном цифра 3 тоже повторяется бесконечно: 0,33333...

Вот этот момент, когда вы понимаете, что одна и та же цифра (или группа цифр) начинает повторяться снова и снова, и этот процесс никогда не закончится, — это и есть "поймём, что мы в цикле".

Как это правильно записать?

Такие дроби записывают, помещая повторяющуюся часть (период) в скобки:

-   1/3 = 0,(3)

-   1/6 = 0,1(6) (после одной шестерки начинается цикл)

-   2/7 = 0,(285714) (цикл из шести цифр)

Так что моя фраза — это просто шутливый намёк на то, что пора остановиться и осознать, что мы имеем дело с бесконечной дробью, а не делить до посинения.

-   1/2 = 1 : 2 = 0,5 (Всё чётко).

-   1/3 = 1 : 3 = 0,33333... (Бесконечная дробь).

-   Способ 2 (для хитрых): Превратить знаменатель в 10, 100, 1000 и т.д.

-   3/5 = (3*2)/(5*2) = 6/10 = 0,6 (Умножили на 2 и получили 10 в знаменателе).

-   7/25 = (7*4)/(25*4) = 28/100 = 0,28 (Умножили на 4 и получили 100).

Вот с этого места подробнее: (для хитрых): Превратить знаменатель в 10, 100, 1000 и т.д. - это как?

Отлично! Это самый элегантный и «хакатый» способ. Объясняю подробно, как будто рассказываю секретному агенту.

Способ для хитрых: Как превратить знаменатель в 10, 100, 1000

Суть метода: Мы не делим в столбик, а используем магию умножения. Мы превращаем нашу дробь в другую, точно такую же по значению, но с «красивым» знаменателем.

Главное правило: Если знаменатель дроби (число внизу) можно умножить на какое-то число, чтобы получилось 10, 100, 1000 и т.д., то и числитель (число вверху) мы умножаем на это же число. От этого дробь не изменится, но она станет десятичной!

Пошаговая инструкция:

Шаг 1: Осмотр «противника» — знаменателя.

Смотрите на знаменатель и задавайте ему вопросы: «На что нужно умножить тебя, чтобы получилось 10, 100, 1000?»

-   Пример 1: Дробь 1/2. Знаменатель — 2.

-   Вопрос: «2 * [?] = 10» → Правильно, 5!

-   Пример 2: Дробь 3/25. Знаменатель — 25.

-   Вопрос: «25 * [?] = 100» → Верно, 4!

-   Пример 3: Дробь 7/4. Знаменатель — 4.

-   Вопрос: «4 * [?] = 100» → 4 * 25 = 100. Отлично, 25!

Шаг 2: Проводим «магический ритуал» — умножаем и числитель, и знаменатель.

Помните золотое правило: что делаем со знаменателем, то же делаем и с числителем!

-   Пример 1: 1/2 = (1 * 5) / (2 * 5) = 5/10

-   Пример 2: 3/25 = (3 * 4) / (25 * 4) = 12/100

-   Пример 3: 7/4 = (7 * 25) / (4 * 25) = 175/100

Шаг 3: Записываем результат как десятичную дробь.

Дроби с знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. можно записывать в виде десятичных дробей.

-   5/10 — это 0,5 (после запятой одна цифра, потому что в знаменателе один ноль).

-   12/100 — это 0,12 (после запятой две цифры).

-   175/100 — это 1,75 (целая часть — 1, так как числитель больше знаменателя).

А что делать, если знаменатель не хочет превращаться? (Важный нюанс!)

Этот способ работает только для дробей, которые можно представить в виде конечной десятичной дроби. А это возможно, если знаменатель (после сокращения) раскладывается только на множители 2 и 5.

-   Работает: Знаменатели 2, 4, 5, 8, 10, 16, 20, 25, 40, 50... (делятся на 2 и/или 5).

       3/20 = (3 * 5) / (20 * 5) = 15/100 = 0,15 ✅

-   Не работает: Знаменатели 3, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15...

       1/3 — на что ни умножай, 10, 100, 1000 не получится. Придется делить в столбик и получать 0,(3). ❌

Вывод: Сначала проверь, не хитрит ли знаменатель. Если он из «команды 2 и 5» — смело используй этот быстрый и elegantный способ. Если нет — готовься к делению в столбик.

Правило №2: Как десятичную дробь превратить обратно в обыкновенную?

-   Пишем число без запятой — это будет числитель.

-   В знаменатель ставим единицу с таким количеством нулей, сколько цифр стояло после запятой.

-   Не забываем сократить!

   -   0,75 = 75/100 = 3/4 (Сократили на 25).

   -   2,5 = 25/10 = 5/2 (Сократили на 5).

3. Практика: Действия с десятичными дробями (25 минут)

Сложение и вычитание:

-   Главное правило: Запятая должна стоять под запятой! Если цифр не хватает, дописываем нули.

-   Пример: 3,25 + 1,7

       3,25

    + 1,70  (дописали ноль, чтобы было удобнее)

———————

        4,95

Умножение:

1.  Умножаем числа, игнорируя запятые (как будто они целые).

2.  Считаем, сколько всего цифр стояло после запятой в обоих множителях.

3.  В полученном результате отделяем запятой справа столько же цифр.

-   Пример: 0,3 * 0,15

    1.  Умножаем: 3 * 15 = 45

    2.  Цифр после запятой: в первом числе одна (3), во втором — две (15). Итого: три.

    3.  Отделяем три цифры: 0,045 (Пришлось дописать ноль).

Деление:

-   Лайфхак: Чтобы разделить на десятичную дробь, сделаем её целой!

    1.  В делимом и в делителе переносим запятую вправо на одинаковое количество знаков (до тех пор, пока делитель не станет целым числом).

    2.  Делим получившиеся числа как обычные целые.

-   Пример: 4,5 : 0,15

    1.  В делителе (0,15) два знака после запятой. Переносим запятую на два знака вправо и в делимом, и в делителе: 450 : 15.

    2.  Делим: 450 : 15 = 30.

    3.  Ответ: 30.

4. Итог урока и домашнее задание (15 минут)

-   Итог: 

«Сегодня мы научились переодевать дроби и аккуратно обращаться с запятыми. Помните: при сложении — запятая под запятой, при умножении — считаем знаки, при делении — избавляемся от запятой в делителе.»

-   Домашнее задание (из сборника Ященко, например, задание №1, №4, №7):

    1.  Задачи на перевод:  

        -   Представьте дробь ⅖ в виде десятичной.

        -   Запишите число 0,04 в виде обыкновенной дроби.

        -   Среди чисел ⅜; 0,38; 0,6; ⅔ найдите то, которое нельзя представить в виде конечной десятичной дроби.

    2.  Задачи на действия:  

        -   Вычислите: 2,5 * 3,4

        -   Вычислите: 6,3 : 0,09

        -  Найдите значение выражения: (4,5 - 2,7) : 0,6

Домашнее задание: Решить 

  • 5 задач на перевод дробей и 
  • 5 задач на действия с десятичными дробями.

Вот условия задач в стилистике сборника И.В. Ященко для ОГЭ. Задачи разделены на два блока.

Домашнее задание для 3-го дня подготовки

Тема: Десятичные дроби. Перевод и арифметические действия.

Блок 1: Задачи на перевод дробей (5 заданий)

1.  Задание 1.  

    Представьте в виде десятичной дроби:  

    а) 4/5 

    б) 7/20 

    в) 3/25

2.  Задание 2.  

    Запишите в виде обыкновенной дроби:  

    а) 0,6 

    б) 0,05

    в) 0,375 

    Ответ сократите.

3.  Задание 3.  

    Среди чисел 3/8; 0,38; 0,6; 2/3 выберите то, которое нельзя представить в виде конечной десятичной дроби. Ответ обоснуйте.

4.  Задание 4.  

    Сравните числа, записав их в виде десятичных дробей:  

    а) 2/5 и 0,4

    б) 7/8 и 0,875

    в) 4/9 и 0,44 

5.  Задание 5.  

    Расположите числа в порядке возрастания:  

    0,8; 3/4; 5/6; 0,83  

    Ответ запишите в виде цепочки чисел.

Блок 2: Задачи на действия с десятичными дробями (5 заданий)

6.  Задание 6.  

    Вычислите:  

   2,4 * 0,5 + 1,06

7.  Задание 7.  

    Найдите значение выражения:  

   (3,5 - 2,7) : 0,4

8.  Задание 8.  

    Решите уравнение:  

   1,2x + 0,4 = 2,8

9.  Задание 9.  

    Вычислите:  

   0,72 : 0,09 - 1,2 * 5

10. Задание 10.  

    Упростите выражение и вычислите:  

   4,5 * (0,2 + 0,8) - 3,5

Что проверить перед сдачей:

  В блоке 1: Убедитесь, что вы можете объяснить, почему некоторые дроби (например, 2/3) не превращаются в конечные десятичные.

  В блоке 2: Проверьте, правильно ли вы расставили запятые при сложении/вычитании и не потеряли ли нули при умножении/делении.

Удачи! Эти задания — основа для заданий №1, №4, №7 и №9 из ОГЭ.

Твой ход! Возьми ручку и реши пример: (0,3 + 1,7) : 0,2. Сверься с ответом (10) и напиши в комментариях, сколько секунд у тебя это заняло! Сохрани статью в закладки — она пригодится для всей подготовки. Сделай шаг к уверенному решению задач с десятичными дробями прямо сейчас! 

#ОГЭ2025 #ДесятичныеДроби #МатематикаОГЭ #ТретийУрок #ЗапятаяПравит #ОГЭна5 #РешуОГЭ #СборникЯщенко #ДробиЭтоПросто

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение