Обыкновенные дроби. Сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление дробей

Понятный (без заумностей) конспект по теме второго дня подготовки:

Дроби пугают 9 из 10 девятиклассников. А зря! Они — ваша гарантия легких баллов на ОГЭ. Сейчас расскажем, как подружиться с ними навсегда всего за один урок. 

План-конспект урока №2

Дата: 02.09

Тема: 

Обыкновенные дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление.

Цель: 

Научиться без ошибок выполнять все действия с дробями. Понять разницу между правилами для сложения и умножения.

Оборудование: Ручка, тетрадь, карандаш.

Ход урока (60 минут)

1. Разминка (5 минут)

«Привет! Давайте сразу начнем с примера. 

Обыкновенная дробь — это число, которое представляет собой одну или несколько равных частей от целого.

Простыми словами:  

Представьте, что у вас есть целая пицца 🍕. Если вы разрежете её на 8 равных кусочков, то:

- 1 кусочек — это 1/8 (одна восьмая) пиццы.  

- 3 кусочка — это 3/8 пиццы.  

Из чего состоит дробь?  

- Числитель (верхняя цифра): показывает, сколько частей взято.  

- Знаменатель (нижняя цифра): показывает, на сколько частей разделили целое.  

Пример:  

В дроби 3/5:  

- Числитель = 3 (взяли 3 части).  

- Знаменатель = 5 (целое разделили на 5 частей).  

Зачем нужны дроби?  

Чтобы точно описывать величины, которые меньше целого (например, половинка яблока — 1/2), или целое с остатком (полтора пирога — 1 1/2).  

Важно: Дроби — это такие же числа, как 1, 2, 3 или 0.5. Их можно складывать, вычитать, умножать и делить.

2. Объяснение темы (20 минут)

Важное правило-лайфхак:  

👉 Сложение и вычитание — приводим дроби к общему знаменателю.  

👉 Умножение и деление — общий знаменатель НЕ НУЖЕН!

ШАГ 1: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ  

Правило: Дроби можно складывать и вычитать, только если у них одинаковый знаменатель (одинаковое число внизу). Это как складывать яблоки с яблоками.

Как это сделать:

    1.  Находим общий знаменатель (самое маленькое число, которое делится на оба знаменателя).

    2.  Находим дополнительные множители для каждой дроби (на сколько нужно умножить знаменатель, чтобы получить общий).

    3.  Умножаем числитель и знаменатель каждой дроби на свой множитель.

    4.  Складываем или вычитаем числители, а знаменатель оставляем общий.

Пример:1/3 + 1/6  

    Общий знаменатель — 6 (делится и на 3, и на 6).  

    Первую дробь умножаем на 2:(1*2)/(3*2) = 2/6.  

    Вторая дробь уже имеет знаменатель 6.  

    Теперь складываем:2/6 + 1/6 = 3/6.  

    Сокращаем:3/6 = 1/2.

ШАГ 2: УМНОЖЕНИЕ  

Правило: Умножать дроби — проще простого! Нужно умножить числитель на числитель, а знаменатель на знаменатель.

Пример:2/5 * 3/4  

    Умножаем:(2*3)/(5*4) = 6/20.  

    Сокращаем:6/20 = 3/10.

ШАГ 3: ДЕЛЕНИЕ  

Правило: Деление дробей — это хитрый трюк. Нужно:

    1.  Первая дробь остается без изменений.

    2.  Знак деления «:» меняем на умножение «*».

    3.  Вторую дробь переворачиваем (меняем местами числитель и знаменатель).

    4.  Выполняем умножение по изученному правилу.

Пример:4/7 : 2/3  

    Меняем знак и переворачиваем вторую дробь:4/7 * 3/2.  

    Умножаем:(4*3)/(7*2) = 12/14.  

    Сокращаем:12/14 = 6/7.

3. Закрепление на практике (25 минут)  

Решаем вместе на доске, проговаривая каждый шаг.

1.  Простое: 2/9 + 5/9 (знаменатели одинаковые — просто сложить числители).

2.  С общим знаменателем: 3/4 - 1/8 (общий знаменатель — 8).

3.  Умножение: 5/6 * 4/7 (умножаем и сокращаем).

4.  Деление: 5/8 : 15/16 (делим через умножение на перевернутую дробь).

5.  С целым числом: 2 * 3/5 (представляем 2 как 2/1, затем умножаем:2/1 * 3/5 = 6/5 = 1 1/5).

6.  Смешанное: (1/2 + 1/3) * 6 (сначала выполняем действие в скобках!).

4. Итог и домашнее задание (10 минут)  

Итог: «Сегодня мы освоили главные действия с дробями. Самое важное — помнить, когда нужен общий знаменатель (для ±), а когда нет (для × и ÷).»

Домашнее задание:  

    Решить 10 примеров из сборника И.В. Ященко. Например:  

  1. 7/12 + 5/6  
  2. 4/9 - 1/6  
  3. 3/10 * 5/12  
  4. 8/15 : 4/5  
  5. (2/3 + 1/4) * 12  

Совет: Если забыли правило — придумайте легкий пример на основе чего-то вкусного (торта, пиццы) и проверьте себя!

Ваш ход! Возьмите тетрадь и решите пример из статьи: (2/3 + 1/4) 12. Сверьтесь с ответом (11) и напишите в комментариях, получилось ли у вас! Сохраните статью в закладки — она станет вашей шпаргалкой на все время подготовки. Сделайте шаг к пятерке по ОГЭ прямо сейчас! 

P.S. 

Так и быть, подскажу решение: 

(2/3 + 1/4) * 12 = (2*4/12 + 1*3/12) * 12 = (8/12 + 3/12) * 12 = 11/12 * 12 = 11

А, что и как - уже сами! 

#ОГЭдроби #МатематикаОГЭ2026 #ВторойУрок #ПодготовкаОсенью ДробиЭтоПросто #ОГЭна5 #РешуОГЭ #СборникЯщенко #ИвлеваРазбор

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение