Стой! Эта ошибка в приставках стоит тебе баллов на ОГЭ. Узнай, как избежать ловушки -з и -с раз и навсегда

Каждый второй школьник теряет балл на этом правиле. Всего 2 шага — и вы больше никогда не ошибётесь в «беЗ» или «беС». Убедитесь сами!

Урок №2. Приставки на -з/-с: как не запутаться в согласных?  

Готовый конспект урока в стиле «просто и с юмором».

Урок №2. Приставки на -з/-с: как не запутаться в согласных?  

Время: 60 минут  

Цель: Перестать путать «бес» и «без», «раз» и «рас».  

1. Теория (15 минут)  

Правило:  

Приставки на -з/-с пишутся в зависимости от звонкости/глухости первой буквы после приставки:  

- Перед звонкими (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) → пишем -з (без-, воз-, раз-).  

- Перед глухими (п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ) → пишем -с (бес-, вос-, рас-).  

Мнемоника:  

«Звучи Звонко — пиши З!»  

Пример:  

- беззвучный (после приставки идет з — звонкая),  

- бесполезный (после приставки идет п — глухая).  

Исключения:  

Приставка с- всегда пишется с «-с» (сделать, сберёг). Не поддавайтесь на провокации!  

Конечно! Вот эффективная схема-памятка по теме «Правописание приставок на -З/-С», оформленная как готовый материал для школьников.

Правописание приставок на -З/-С: Алгоритм без ошибок

Главное правило: Написание приставки зависит от звонкости/глухости первого звука корня, перед которым она стоит.

ЗВОНКИЙ звук в начале корня → пишем З

ГЛУХОЙ звук в начале корня → пишем С

🟢 Алгоритм действий (Памятка)

ШАГ 1: 

Выдели приставку

Найди в слове приставки: без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-.

ШАГ 2: 

Посмотри на букву после приставки

Определи, с какой буквы (какого звука) начинается корень.

ШАГ 3: 

Примени правило

Если корень начинается на...

То пишем приставку с... 

Примеры 

ЗВОНКУЮ согласную<br/>(`б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р`)

безопасный, возглавить, издавать, разгрызть

ГЛУХУЮ согласную<br/>(`п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ`) 

бесполезный, воспитать, исключать

2. Практика (25 минут)  

Задача 1 (лёгкая):  

Вставьте букву:  

- Бе...шумный (шум → [ш] глухой → бесшумный).  

- Ра...казать (каз → [к] глухой → рассказать).  

Задача 2 (средняя):  

Исправьте ошибки:  

- «Через безконечные поля» → бесконечные (к — глухой).  

- «Возпарить над проблемами» → воспарить (п — глухой).  

Задача 3 (сложная):  

Расставьте пропуски:  

- «Бе...талантный искусство» → бесталантный (т — глухой).  

- «И...пугать до судорог» → испугать (приставка с-, пишется всегда «с»).  

3. Домашнее задание (5-7 задач в стиле ОГЭ)  

1. Вставьте букву: бе...человечный поступок.  

2. Выберите правильный вариант: (ра/ис)писать конспект.  

3. Найдите ошибку: «Через разцветающий сад».  

4. Вставьте пропуски: «бе...шумный», «во...торг», «ни...вергать».  

5. Составьте 2 предложения со словами «бесполезный» и «безопасный».  

Бонус: Придумайте смешную фразу-помощник для запоминания правила (например: «Без звонка — бес в доме!»).  

Кредо урока:  

«Пиши З там, где звенит, и С — где шепчет!»  

Напишем 10 примеров-заданий на тему «Приставки на -з/-с: как не запутаться в согласных?». Напишем, в формате, приближенном к ОГЭ.

10 заданий в формате ОГЭ на тему «Приставки на -з/-с»:

Задания: Вставьте пропущенную букву (З или С) в приставку. Обоснуйте выбор правилом.

1. Бе...шумный (тихий) ветерок едва колыхал листву.  

2. Ра...пространить новость можно было мгновенно.  

3. Через бе...конечные поля тянулась узкая тропа.  

4. Во...торг от победы был неописуем.  

5. Ни...послать ему письмо было уже невозможно.  

6. Бе...плановые расходы грозили сорвать бюджет.  

7. Чу...ствовать опасность — это природный инстинкт.  

8. Бе...смертный подвиг героев помнят веками.  

9. Ра...четливый ход привёл его к успеху.  

10. Бе...помощное положение заставило его действовать.  

Ключи для самопроверки:  

1. С (шум → [ш] глухой)  

2. С (прос → [п] глухой)  

3. С (кон → [к] глухой)  

4. С (торг → [т] глухой, но воСторг — исключение, пишется через С)  

5. С (пос → [п] глухой)  

6. С (план → [п] глухой)  

7. В (чуВствовать — здесь не приставка, а исторически сложившаяся буква)  

8. С (смерт → [с] глухой)  

9. С (чёт → [ч] глухой)  

10. С (помощ → [п] глухой)  

Важно: 

В слове восторг нет приставки воз-. Это исторически сложившееся слово, где вос- является частью корня.

Это критически важный момент, чтобы не вводить учеников в заблуждение.

Исправленная версия задания и пояснения:

Задание 4: Во...торг от победы был неописуем.

Правильный ответ: воСторг.

Обоснование: В данном слове не выделяется приставка воз-/вос-. Это слово является словарным, и его написание (вос-торг) нужно запомнить. Проверочного правила «з/с» здесь не работает.

Как отличить приставку от части корня?

Это сложный момент. Вот более надежный способ:

1.  Попробуйте подобрать однокоренные слова. 

Если часть слова (вос-) присутствует во всех родственных словах и не отрывается — это часть корня.

    Восторг → восторженный, восторгаться. Видно, что «вос-» никуда не девается. Значит, это часть корня.

2.  Сравните со словами, где приставка есть:

    Воспитать → вос-питать (однокоренные: питание, питьё). Здесь вос- — настоящая приставка.

    Воскликнуть → вос-крик-нуть (корень -крик-). Здесь вос- — тоже приставка.

3.  Слова-исключения и сложные случаи лучше просто запомнить:

    Восторг (пишется С, часть корня).

    Воспитание (пишется С, но здесь это настоящая приставка вос- перед глухим [к]).

    Возглавить (пишется З перед звонким [г]).

    Безвкусный (пишется З, так как после приставки идет звонкий [в]).

    Бесстрашный (пишется С, так как после приставки идет глухой [с]).

Еще раз спасибо за correction! Это позволяет сделать материал точнее и полезнее.

Удачи! 📘

Удачи! Следующий урок — приставки «пре-/при-», где решим, когда «превращать», а когда «приходить» 😉

Отлично! Вот несколько вариантов мотивирующего призыва к действию, которые превратят тебя из пассивного читателя в активного участника.

Если ты Энергичный и прямолинейный:

📣 Проверь себя прямо сейчас!

Ты изучил теорию, теперь время практики. Поставь букву в слове и докажи, что ловушка тебе не страшна:

«Человек должен быть бе_страшен в отстаивании своей правоты».

Твой ответ — в комментариях! 👇

Пиши «беСстрашен» или «беЗстрашен» и поясни, почему. Самые быстрые и правильные ответы получите плюсик к карме от проверяющего на ОГЭ!

Дружески и с поддержкой:

🎯 Задание для чемпионов ОГЭ

Не дай правилу остаться просто теорией. Примени его на практике — это лучший способ запомнить!

Задание: Вставь пропущенную букву.

«Через_мерный энтузиазм иногда мешает».

Жду твой вариант в комментах! ✍️

Напиши «черезСмерный» или «черезЗмерный» и краткое объяснение своего выбора. Давай проверим, насколько ты теперь в теме!

Если ты в числе сомневающихся. С элементами вызова:

А ты точно усвоил материал?

Лови вызов! Один пропуск — и твой балл может оказаться под вопросом. Докажи, что ты справишься:

«И_править ошибку никогда не поздно».

Бросай ответ в комментарии! 💪

Пиши «иСправить» или «иЗправить». Первые 10 человек с правильным и обоснованным ответом получат виртуальный «5-й балл» от автора!

#ОГЭрусский #приставки #орфография #ОГЭ2025 #заданиеОГЭ #грамматика #русскийязык #подготовкакОГЭ #приставкиЗС #учимрусский

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение