Вы уверены, что пишете «писать» и «песать» без ошибок? Эти коварные гласные в корне — самая частая причина провала на экзамене. Узнайте, как их укротить раз и навсегда.
Они не под ударением, но именно из-за них срезают баллы. Невидимые гласные в корне — главный враг на ОГЭ. Раскрываем систему, которая превратит слабое место в вашу суперсилу.
95% ошибок на ОГЭ связаны с одной темой. И это не запятые. Проверьте, знаете ли вы главный секрет безударных гласных, о котором молчат в школе
Учимся отличать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные.
Пример: «в л...су» → лесу (проверка: лес).
Важно: ошибки здесь стоят дорого на ОГЭ!
1-е занятие:
Цель: Повторить ключевые правила правописания.
Пример задания:
Вставьте пропущенные буквы:
«Солнце осв...тило долину, и р...внина заискрилась.»
Ответ:
освЕтило (проверочное слово: свЕт),
рАвнина (проверочное слово: рОвный → чередование корней -равн-/-ровн-).
Правила проверки безударных гласных в корне:
1. Проверяемые гласные
- Подберите однокоренное слово или форму слова, где гласная стоит под ударением.
- Примеры:
- освЕтило → свЕт (проверочное слово).
- трАва → трАвы (мн. число) / но лучше: трАвка (ударение на корень).
2. Чередующиеся гласные в корне
- Запоминайте правила чередования:
- -равн-/-ровн- → пишется -а-, если значение «равный, одинаковый» (рАвнина);
пишется -о-, если значение «ровный, прямой» (рОвный).
- -гар-/-гор- → под ударением -а- (загар), без ударения -о- (возгорание).
- -зар-/-зор- → под ударением -о- (зОрька), без ударения -а- (зАрница).
3. Непроверяемые гласные
- Слова, написание которых нужно запомнить:
- винегрет, интеллигент, периметр, каллиграфия.
4. Важно!
- Не используйте для проверки глаголы с суффиксами -ива-/-ыва-:
- опоздать → опаздывать (не подходит для проверки!).
Как применять правила:
1. Определите, к какой группе относится слово (проверяемое, чередующееся, непроверяемое).
2. Для проверяемых: подберите слово с ударной гласной в корне.
3. Для чередующихся: вспомните значение корня.
4. Для непроверяемых: используйте словарь.
Пример для самопроверки:
«В...ршина горы пок...залась из-за туч.»
Ответ: вЕршина (проверка: вЕрх), покАзалась (проверка: покАз).
Солнце осв…тило р…внину
Ответ: освЕтило (свЕт), рАвнина (рАвн-/-ровн).
Контрольные вопросы
1. Проверяемые гласные
Напишем 10 примеров-заданий на тему «Проверяемые безударные гласные в корне». Напишем, в формате, приближенном к ОГЭ.
Задания: Вставьте пропущенную букву. Обоснуйте свой выбор, подобрав проверочное слово.
1. Задание:
В з...ркальной глади озера отражались облака.
2. Задание:
Старинная к...локольня возвышалась над деревней.
3. Задание:
Мы долго бр...дили по осеннему лесу.
4. Задание:
Он прин...сёт книгу завтра.
5. Задание:
В л...сной чаще пахло сыростью и грибами.
6. Задание:
Мал...нький котёнок жалобно мяукал.
7. Задание:
На пл...щадке дети играли в футбол.
8. Задание:
Х...лодный ветер пронизывал до костей.
9. Задание:
Св...тлое будущее ждёт тех, кто трудится.
10. Задание:
Стр...жи замка бдительно несли службу.
Рекомендация:
После выполнения сверьтесь со словарём или проверочными словами, чтобы убедиться в правильности. Удачи! 📘
Напишем 10 примеров-заданий по теме:
2. Чередующиеся гласные в корне
Напишем 10 примеров-заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне»Напишем в формате, приближенном к ОГЭ.
Задания:
Вставьте пропущенную букву (А/О/Е/И). Обоснуйте выбор правилом чередования.
1. Задание:
Предпол...гается, что работа будет завершена в срок.
2. Задание:
Она бережно прик...снулась к цветку.
3. Задание:
Заж...гание костра в лесу строго запрещено.
4. Задание:
Все собр...ния проходят по пятницам.
5. Задание:
Его изл...жение было очень убедительным.
6. Задание:
Р...внение на успех помогает двигаться вперёд.
7. Задание:
Бл...стательное выступление покорило зрителей.
8. Задание:
Выр...внивайте грунт перед укладкой плитки.
9. Задание:
Сл...гаемые успеха — труд и упорство.
10. Задание:
Обн...жить проблему — значит сделать первый шаг к её решению.
Важно: При выполнении опирайтесь на правила чередования гласных в корнях (-бер-/-бир-, -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- и др.). Удачи! 📘
Напишем 10 примеров-заданий по теме:
2-е занятие:
3. Непроверяемые гласные
Задания: Вставьте пропущенную безударную гласную в корне. Объясните, почему это слово относится к непроверяемым.
1. В зале звучала прекрасная м...лодия.
2. Художник работал над эск...рзом к новой картине.
3. На завтрак подали ап...тичный омлет с зеленью.
4. Он всегда отличался бл...годарярностью.
5. В к...рмане лежали мелочь и ключи.
6. На стене висел старинный к...лендарь.
7. Учёный сделал важное отк...рытие.
8. В вазе стояли ар...матные розы.
9. Документ требовал нот...риального заверения.
10. На горизонте появился к...рабельный огонёк.
Рекомендация: Для самопроверки используйте орфографический словарь. Запомните: эти слова нельзя проверить ударением, их написание нужно запомнить!
#Орфография #РусскийЯзык #БезударныеГласные #Правописание #ОГЭ #Грамотность #ПравилаРусскогоЯзыка #УчимсяВместе #КакПисать #СоветыВыпускникам
Оставить комментарий