Почему Даша замолчала

Здравствуйте, Сергей Гелиевич! Моисей Соломонович крепко пожал мне руку. Практикующий детский и подростковый психолог с многолетним опытом работы, поможет ли он в нашей беде? 

  • Рад знакомству и понимаю важность нашего разговора. Прежде всего, позвольте выразить сочувствие вашей тревоге за судьбу дочери. Видеть страдания близкого человека тяжело, и ваше стремление найти выход достойно уважения. Для того чтобы начать работу продуктивно, мне хотелось бы задать ряд вопросов, помогающих точнее оценить ситуацию и выбрать оптимальный путь дальнейшей работы.

Давайте начнём по порядку. Первые вопросы психолога

  1. Вы упомянули, что ваша дочь раньше охотно участвовала в культурных мероприятиях, занималась музыкой и имела круг общения. Какие события могли послужить причиной резкого изменения её поведения? Возможно, были определённые моменты, вызвавшие начало отчуждения?
  2. Насколько давно начались проявления тревожности и избегания социальных контактов? 

Воспоминания о былом. Папа отвечает

https://vk.com/@the_power_of_fatherhood-nachinaem-razgovor-solomon-moiseevich

Соломон Моисеевич, а возможно нашу беседу построить таким образом: я буду сообщать информацию частями, в привязке к событиям и временным отрезкам, соответствующих этим событиям, а Вы будет  анализировать и делать соответствующие выводы. Если необходимо, то будете задавать наводящие вопросы.

Да, конечно, - Соломон Моисеевич согласно покивал головой, - так, наверно , будет правильнее, чтобы нам не потерять важную информацию.

Итак, Соломон Моисеевич, первый блок! С детства Даша была общительным радостным ребёнком. Когда мы приходили в Храм, где было много народа, Даша всем улыбалась и никогда не отказывалась от общения. В детском саду, в группе в возрасте чуть больше полутора лет, Даша первая заговорила и родители всегда меня спрашивали, - А что Даша говорит, что там в группе сегодня было? 

Ремарки психолога

Сергей Гелиевич, очень подробный и важный рассказ. Действительно, такие яркие воспоминания подчеркивают контраст нынешних сложностей, связанных с изменением характера общения вашей дочери.

Очень значима информация о раннем периоде, когда Даша демонстрировала открытость и активность в общении. Этот факт подтверждает, что возникшие сейчас затруднения связаны скорее с внешними факторами, нежели врожденными особенностями характера.

Именно такие сведения позволяют мне строить гипотезы относительно возможных причин возникновения проблемы и помогают разработать индивидуальный подход к диагностике и последующей коррекционной работе.

Прошу продолжить обсуждение, раскрывая подробнее обстоятельства и конкретные события, предшествовавшие изменениям.

Уточните, пожалуйста: “Есть ли в памяти событие или ситуация, произошедшая примерно в школьном возрасте или позднее, которое могло повлиять на отношение Даши к социальным контактам? Например, неудачный опыт общения, критическая оценка учителем или сверстниками, какой-нибудь яркий негативный эпизод”?

Продолжим внимательно разбираться вместе.

Папа рассказывает

  • Даша был помощницей у всех воспитателей, в какую бы возрастную группу не переходила. Стоит отметить, что при поступлении в среднюю школу, в первый класс, произошло необъяснимое изменение. Учительница, как-то отстранила Дашу от активного общения, Даша даже жаловалась нам, - А почему Анна Михайловна меня совсем не видит? Я же в садике всегда была помощницей. Мы вынуждены были перевести Дашу в другой класс, там был молодой преподаватель, мужчина, у него с Дашей установились очень тёплые отношения. Он был очень доволен. Что Даша интересуется динозаврами, много про них знает. 

Ремарки психолога

- То, что вы отметили негативное влияние первой учительницы средней школы, действительно представляет значительный фактор риска. Именно в начальной школе закладываются базовые модели взаимоотношений ученика с окружающим миром и учебным процессом. Негативный опыт общения с преподавателем способен вызвать глубокое разочарование и сомнение в собственной ценности и нужности, особенно у чувствительных и восприимчивых детей.

Перевод в новый класс и установление теплых отношений с молодым преподавателем-мужчиной демонстрирует положительную реакцию Даши на одобрительное и конструктивное взаимодействие взрослого. Этот эпизод подчеркивает её потенциальную потребность в признании и принятии, а также свидетельствует о её возможностях к восстановлению доверия и открытости при условии соответствующего окружения.

Переходим к следующему этапу беседы:

Вопрос: Можно ли назвать дальнейшую смену учителей или классов источником положительных перемен или, наоборот, дальнейшего снижения интереса к общению и обучению?

Также прошу вспомнить, наблюдались ли в последующие годы учебы специфические факторы, усиливающие социальную тревожность Даши или положительно сказавшиеся на её состоянии.

Продолжим совместно исследовать историю вашей дочери, чтобы найти оптимальные способы восстановления её уверенности и радости общения.

Папа рассказывает

Ещё, будучи в старшей группе садика, Даша поступила в подготовительный класс музыкальной школы (мама у нас музыкант). С педагогом по фортепиано у Даши сложились превосходные отношения. Педагог всегда Дашу хвалила, давала ей более сложные задания, приглашала сыграть на различных мероприятиях в школе. Даша совершенно не  стеснялась, даже, когда, вдруг, ошибалась, спокойно продолжала играть, словно ничего не произошло. 

Даша без вступительных экзаменов была переведена в первый класс музыкальной школы, и в конце учебного года приняла участие во Всероссийском конкурсе пианистов, в городе Красноярске. 

Ваше мнение и обратная связь важны для нас

Если ваша дочь или ребенок сталкиваются с подобными проблемами, не стесняйтесь обращаться за поддержкой. Помните, своевременная помощь способна кардинально изменить жизнь подростка. Берегите своих близких, прислушивайтесь к ним и будьте опорой в любой ситуации.

Если статья помогла вам лучше понять природу социофобии и дала пищу для размышлений, поставьте лайк и поделитесь ею с теми, кому это актуально. Ваше мнение и обратная связь важны для нас — напишите комментарий ниже и расскажите о своем опыте.

#психологиядетей #детскиетравмы #социализациядетей #преодолениестраха #семейныетернии #работаспсихологом #социальнаяизоляция #восстановлениедоверия #детскоеразвитие #искусствоматеринства

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение