Мы отвлеклись немного на животрепещущую тему, но пришло время возвращаться “к нашим баранам”, как говорили исстари.
Вспомним, что вопросы, которые задал психолог Соломон Моисеевич, звучали так:
- Вы упомянули, что ваша дочь раньше охотно участвовала в культурных мероприятиях, занималась музыкой и имела некоторый круг общения. Какие события могли послужить причиной резкого изменения её поведения? Возможно, были определённые моменты, вызвавшие начало отчуждения?
- Насколько давно начались проявления тревожности и избегания социальных контактов?
Папа размышляет:
Вот, что напрашивается рассказать. Даша очень одарённая девочка. С великолепной пластикой рук, с отличным чувством ритма, развитым музыкальным слухом. Поскольку мама (моя супруга) в своё время окончила специальную музыкальную школу в Новосибирске по классу фортепиано, а я всегда был слегка “повёрнутым” в сторону музыки, то мы решили, что Даша тоже пойдёт по маминым стопам и будет учиться музыке. Я очень надеялся, что однажды они выйдут на сцену вместе, как дуэт “Мама и дочка”. Всё, казалось, говорило за это. Дашу приняли в музыкальную школу, определили к лучшему педагогу, начались занятия.
Поскольку у меня нет специального музыкального образования, я не рискнул начать самостоятельно, каким-то образом, заниматься с Дашей музыкой. Опасался, что могу неправильно, что-то ей показать и потом придётся долго переучиваться. Постоянно просил супругу,
- Светуль, ну займись с дочкой! Хоть понемногу, простенькое, чтонибудь, чтобы вошла во вкус, поняла, что такое музыка и что можно самой извлекать из инструмента любимые мелодии.
К сожалению слышал в ответ, - Ай, мне самой до себя…! Отстань. Я устала, у меня болит голова, мне надо готовить, убираться…. Хотя максимум домашних забот я взял на себя. Уж с дочкой, так вообще - и гулял, и купал, и играл, и книжки читал, и…. Всё, одним словом.
Не хвалюсь, упаси, Господи! Лишь реальные факты. В памяти всплываю грустные моменты, когда я, проснувшись ночью - дочка заплакала, проголодалась - брал её на руки и приносил к супруге покормить, то слышал, - О! Когда я уже сдохну?! За что мне это?!?
Потом я укачивал дочурку, пел вполголоса ей песенки, относил в кроватку. А на следующую ночь всё повторялось.
Дальнейшее повествование потребует большего времени, потому сделаю паузу. И задам вопрос, - Что-то можно сказать, опираясь на изложенное мной? Сделать какие-то выводы, пусть предположительные?
Ответ психолога:
Сергей Гелиевич, спасибо за ваше откровенное и подробное изложение ситуации. Давайте попробуем разобраться в том, что вы описали.
Анализ ситуации
- Музыкальное развитие Даши:
- Вы и ваша супруга решили, что Даша будет учиться музыке, что, безусловно, является важным и полезным решением. Однако, отсутствие активного участия супруги в этом процессе могло создать у Даши ощущение, что музыка — это не её личный выбор, а скорее ожидание от родителей.
- Отсутствие поддержки от супруги:
- Ваши попытки вовлечь супругу в процесс обучения Даши музыкой столкнулись с её отказом. Это могло создать у Даши чувство, что её интересы и таланты не так важны для матери, что могло повлиять на её отношение к музыке и, возможно, к другим аспектам жизни.
- Ночные эпизоды:
- Ночные эпизоды, когда вы приносили Дашу к супруге, а в ответ слышали негативные реакции, могли создать у Даши ощущение нестабильности и неуверенности в отношениях с матерью. Это могло повлиять на её эмоциональное состояние и восприятие мира.
Возможные выводы
- Влияние родительского примера:
- Дети часто копируют поведение и отношение родителей. Если Даша видела, что её мать не проявляет интереса к её музыкальному развитию, это могло повлиять на её собственное отношение к музыке.
- Эмоциональная поддержка:
- Эмоциональная поддержка и внимание со стороны родителей играют ключевую роль в развитии ребёнка. Отсутствие такой поддержки от матери могло создать у Даши чувство одиночества и неуверенности.
- Самостоятельность и выбор:
- Важно, чтобы дети чувствовали, что их интересы и желания уважаются. Если Даша чувствует, что музыка — это не её личный выбор, а скорее ожидание от родителей, это может вызвать у неё сопротивление и нежелание заниматься этим.
Рекомендации
- Обсуждение с дочерью:
- Попробуйте обсудить с Дашей её чувства и отношение к музыке. Возможно, она хочет заниматься чем-то другим, и это стоит уважать.
- Эмоциональная поддержка:
- Покажите Даше, что её интересы и чувства важны для вас. Это поможет ей чувствовать себя более уверенно и комфортно.
- Совместные занятия:
- Попробуйте найти занятия, которые будут интересны и вам, и Даше. Это может помочь укрепить ваши отношения и создать позитивные ассоциации с музыкой.
Если у вас возникнут ещё вопросы или вам понадобится дополнительная поддержка, я всегда готов помочь.
Если вы столкнулись с подобными ситуациями в воспитании своих детей или хотите узнать больше о том, как детские впечатления влияют на их будущее, поделитесь своим опытом в комментариях. Ваши истории и вопросы помогут нам лучше понять, как создать крепкую и поддерживающую среду для наших детей. Не стесняйтесь задавать вопросы и участвовать в обсуждении!
Подписывайтесь на блог и - В путь!
#детскаяпсихология #воспитаниедетей #родительскаяподдержка #эмоциональноеразвитие #детскиетравмы #семейныетернии #пониманиеподростков #взаимодействиесдетьми #психологиявоспитания #подростковыйвозраст #родительскиесоветы #воспитаниедетей #семейнаяпсихология #поддержкадетей #воспитаниедочери #воспитаниеребенка #воспитаниенезависимости #воспитаниеличности
Оставить комментарий