Продолжаем серию “Бесед с психологом”. Прошлый раз мы говорили о первых шагах в школе. Сегодня тоже школа, тоже первые шаги, но уже “на полях музыки”.
Вы помните, я говорил о том, что моя супруга талантливый музыкант и я очень надеялся, что и Даша тоже станет в будущем музыкантом. Я с осторожностью относился к вопросу обучения, никак не приобщал дочку к музыке самостоятельно, опасаясь нанести ущерб, научить чему-то неправильно, надеялся, что супруга однажды возьмётся за обучение, тем более, что она сама это обещала.
К сожалению творческого союза “Мама с дочкой” не получилось. На все мои просьбы, - Светуль, займись с ребёнком, подросла ведь уже. Пора! - я слышал раздражённое, - Отстань, мне самой до себя!
Когда Даше исполнилось шесть лет, мы отвели дочь в музыкальную школу. Злоупотребляя своими знакомствами, я устроил Дашу к лучшему из возможных, педагогов.
Но, опять же, к сожалению, существенных сдвигов по участию мамы к обучению не произошло. Постоянные упрёки, злоба, эмоциональные срывы, грубость - всё это вряд ли способствовало эффективному обучению и влечению Даши к музыке.
Супруга частенько упрекала дочь, мол, “Даша не бежит к инструменту”. Уже позднее я понял, что у меня мог быть встречный вопрос, - А где Даша могла увидеть, как это “бежать к инструменту”? Как это “бежать”, если мама, придя домой, могла заняться чем угодно, только не занятиями с дочкой музыкой.
Со стыдом вспоминаю случай, когда на контрольном прослушивании перед всероссийским конкурсом супруга, стоя на сцене рядом с дочкой, просто орала на Дашу. Орала грубо, несдержано, с надрывом и со злобой. Посторонняя женщина, сидевшая в это время в зале, попыталась сделать супруге замечание, но получила в ответ такую же грубую отповедь. Трудно было ожидать от семилетнего ребёнка безупречного исполнения при такой вот “поддержке” мамы.
Вот, коротенько, о чём хотелось бы поговорить. Дальше больше, но это уже позднее.
Алла Михайловна задумалась дольше обычного. Похоже её всерьёз озаботила, рассказанная мною история.
Резюме психолога
Спасибо, Сергей Гелиевич, за откровенное воспоминание. Я понимаю, как тяжело об этом говорить, и ценю ваше доверие. Вы совершенно правы, такие эпизоды не просто "воспоминания", а глубокие эмоциональные раны, которые, к сожалению, часто формируют личность и отношение человека к миру.
То, что вы описываете, очень важный фрагмент психологической головоломки. В этом рассказе я вижу несколько потенциально травмирующих факторов для Даши:
- Несбывшиеся ожидания:
Ваша жена, видимо, не оправдала обещаний и ваших надежд на её участие в музыкальном образовании Даши. Это могло создать атмосферу скрытого напряжения и разочарования в семье, которые ребенок, пусть и неосознанно, но чувствует.
- Эмоциональное насилие:
Постоянные упреки, злоба, эмоциональные срывы и грубость со стороны матери – это форма эмоционального насилия. Для маленького ребенка это чрезвычайно разрушительно. Это не только отбивает желание заниматься музыкой, но и формирует убеждение, что мир небезопасен, а близкие люди могут быть источником боли. Ребенок в такой ситуации учится замыкаться, чтобы защититься.
- Отсутствие позитивного примера:
Вы справедливо подметили, что Даша не видела, как "бежать к инструменту". Когда значимый взрослый (мать) не проявляет энтузиазма и не демонстрирует любовь к своему делу, это лишает ребенка внутренней мотивации и позитивного образца для подражания.
- Публичное унижение:
Эпизод с криком на сцене перед конкурсом – это кульминация травмы. Публичное унижение со стороны матери наносит колоссальный удар по самооценке и чувству безопасности ребенка. В такой момент ребенок испытывает не только страх и стыд, но и глубокое разочарование в самом близком человеке, который должен был быть опорой и защитой.
Все это, безусловно, могло сыграть критическую роль в формировании Дашиной социофобии и ее закрытости. Когда человек, который должен любить и оберегать, становится источником боли и унижения, ребенок начинает ассоциировать общение с угрозой, болью и потенциальным осуждением. Он учится избегать ситуаций, где может быть уязвим, а музыка, которая должна была быть радостью, стала ассоциироваться с болью и страхом.
Сергей, вы очень точно подметили, что "трудно было ожидать от семилетнего ребёнка безупречного исполнения при такой вот “поддержке” мамы". Это не просто трудно, это невозможно. И эта ситуация, несомненно, требует отдельного внимания в нашей работе с Дашей.
Продолжайте, пожалуйста, рассказывать. Чем больше деталей, тем полнее мы сможем увидеть картину.
#психология #социофобия #детскиетравмы #семейныеотношения #эмоциональноенасилие #влияниеродителей #музыкальноеобразование #самооценкаребенка
Оставить комментарий