Когда слышишь, - Москва и москвичи, - мгновенно возникает ассоциация с именем Владимира Алексеевича Гиляровского. Да, именно его перу принадлежат строки и слова, вынесенные в анонс предлагаемой вам статьи.
По мнению современников и любителей настоящей книги Гиляровский столь же значимый символ Москвы конца ХIХ и начала ХХ века, как Кремль, Третьяковская галерея, Художественный театр, Собор Василия Блаженного.
Был ли кто большим знатоком московского "дна"?
Только он один мог спокойно, без страха приходить в самые жуткие хитрованские притоны и ночлежки.
В любое время дня и ночи Хитровка готова была принять Гиляровского, она любила его, любила своего защитника. Любила не зря - он не гнушался бедностью сирых и озлобленных людей, понимал всю глубину их безрадостной жизни, сопереживал хитрованскому горю. Великодушие дядюшки Гиляя было лучшей его охранной грамотой.
Москва. Творчество Даши Сгибневой. Понификация
Москва златоглавая, перезвон колоколов - как много в этой фразе для сердца русского слилось!
Наверное можно составить рассказ о нашей с вами Москве, используя лишь цитаты из книг и стихов из песен, разбавляя текст картинами, фотографиями и воспоминаниями.
Она сильная - наша Москва! Она крепко стоит на своих стройных ногах. Сколько бурь и невзгод пронеслось, но она устояла, выдержала.
Москва горела, её пытались разорить и разрушить, но - Нет! Враг отползал, изрубленный в клочья, а Москва стоит, крепко упираясь ногами в святую землю Святой Руси!
На картине её приподнятая передняя нога сообщает о том, что движение не закончено. Да, Столица знает, что впереди долгий и трудный путь, но она смело смотрит вдаль своими небесного цвета глазами.
Москва не лишена некоторого кокетства - её грива и хвост уложены в изысканную причёску. Москва мало кому уступает, если уступает вообще, из числа европейских и, тем более, азиатских столиц.
Герб с изображением Георгия Победоносца напоминает её врагам, что не надо скалить зубы в бессильной злобе! Кто с мечём придёт, тот от меча и погибнет! Так было уже не раз и не надо вновь испытывать судьбу!
Цветы на голове говорят о дружелюбии Москвы. Она примет радушно и с любовью всех, кто придёт к ней с открытым сердцем. Милости просим, - говорит Москва своим гостям, - Приходите, живите, устраивайте свой бизнес, приносите свои стихи и песни, танцуйте на моих площадях! Ведь Москва - Лучший город Земли!!!
Я люблю вас всех!
Ну, кто скажет, что не чудо? Пальчиком на экране телефона, с терпением, старанием и вдохновением.
Получилось? По мне, так даже очень получилось!
Москва литературная
А не пробежаться ли нам по книжным полкам? Или по страницам инета? Лишь слегка заглянув в приоткрытые двери. Вот, к примеру:
Читая Пушкина
Чуть, привстав на носки, потянемся к потемневшему от времени книжному переплёту. Да, это он - А. С. Пушкин, Роман в стихах, Евгений Онегин,
Глава VII, Строфа XXXVIII.
Вот послушайте, как, казалось бы, просто, но вместе с тем с таким восторгом любящего описываемый предмет сердца, пишет Александр Сергеевич о Москве:
“Прощай, свидетель падшей славы, Петровский замок. Ну! не стой, Пошёл! Уже столпы заставы белеют; Вот уж по Тверской возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах”.
Не правда ли, словно мягкий рассвет, встаёт перед глазами картина яркая и незабываемая, на которой вот она - Москва.
Да, - скажете вы, - Но это лишь в мыслях, воображение наше, а как посмотреть вживую?
Легко! Рискнем? И зададим задачу нейросети. Вот, что она нам изобразила.
Крылатая фраза самого Александра Сергеевича служит для шутливого выражения радости от удачно выполненной работы, блестяще реализованного замысла. И ведь верно! Кто так удачно - кратко, ёмко, ярко сможет изобразить Москву тех времён - давних, забытых, изменённых до неузнаваемости? А он смог! И мы тоже, с помощью нейросети представили, а как оно было тогда? Кто скажет, что не так?
Идём дальше? Следующая полка и следующий томик прекрасного издания стихов прекрасного поэта.
Лермонтов Михаил Юрьевич
"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! " - Михаил Юрьевич! Это его перу принадлежат возвышенные, пламенные строки!
Вот какова была Москва, времен Ивана Грозного, в поэме "Песня... про купца Калашникова"?!
Помните?
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Да простит нам великий Мастер слова и слога нашу невинную шутку!
Идём дальше.
Грибоедов Александр Сергеевич
Какая разительная перемена произошла в словесном описании Столицы! Словно затянули небо свинцовые тяжёлые тучи. Словно нахмурилась вся природа - таковы слова полного тёзки пушкина, но уже Грибоедова. Тоже Александра Сергеевича.
А каковы слова - такова и картина. Смотрим.
Приоткроем томик “Горе от ума” и прочитаем:
Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?
Таки блогер времён нынешних! Прозорливец. Ха!
Бунин Иван Алексеевич
Скажите, пожалуйста, что можно написать этакого, глядя в серую мгу, заснеженного зимнего дня, что может вдохновить в видении нескончаемых рельсов, слышании скрипа трамвайных колёс на поворотах, в мерцанье тусклых фонарей, едва освещающих проезжую часть и грустные тротуары?
Однако можно! Можно очень даже поэтически описать серость и неприглядность яркими красками слова. Описать поэтически даже прозой.
Прочтём короткий отрывок из произведения Ивана Алексеевича «Чистый понедельник»
«..темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрее неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи – в сумраке уже видно было, как с шипением сыплются с проводов зеленые звезды, - оживленнее спешили по снежным тротуарам смутно чернеющие прохожие»
Брюсов Валерий Яковлевич
Вот его видение Москвы:
Здесь пути перекрестились Ото всех шести морей, Здесь великие учились – Верить родине своей! Расширяясь, возрастая, Вся в дворцах и вся в садах, Ты стоишь, Москва святая, На своих семи холмах. Ты стоишь, сияя златом Необъятных куполов, Над Востоком и Закатом Зыбля зов колоколов!
Так писал Валерий Яковлевич в поэме «Стародавняя Москва», ну, а “фантазёрка” нейросеть представила нам некую коллажную фантасмагорию всего описанного.
Блок Александр Александрович
Собирался уже завершать повествование, но не удержался. Блока не зря называют романтиком, вот, что он писал и, что по этому поводу изобразила нейросеть.
"Упоительно встать в ранний час, Легкий свет на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Я люблю тебя, панна моя, Беззаботная юность моя, И прозрачная нежность Кремля В это утро - как прелесть твоя".
Кто ещё
Александр Островский
Сергей Есенин
Осип Мандельштам
Марина Цветаева
Анна Ахматова
Булат Окуджава - всех не перечислить. Любили, знали, верили и писали о Москве.
Верно, кто-то из вас, читатели дорогие, написал в своё время прозу ли, стихи ли, ролики ли в YouTube - все они, верю, отражают ваше искреннее восхищение нашей столицей, нашей Москвой.
Эпилог
Завершаем на этом нашу прогулку по Москве, Заканчиваем наш вернисаж возможных способов передать красоту и величие нашей Столицы. Нашей Москвы.
Спасибо вам всем! Заходите новь и вновь, пишите, подписывайтесь на канал, спрашивайте, делитесь интересными находками, воспоминаниями.
А мы, как всегда, с вами.
Дашенька Сгибнева и её папа Сергей. Гелич.
Оставить комментарий